25 января 2015
224

Прогуливаясь по набережной в микрорайоне Солнечный в Иркутске, вряд ли, вы сможете пройти мимо причаленного к берегу судна, на борту которого красуется надпись «Ангара». На первый взгляд может показаться, что это какой-нибудь экскурсионный корабль, высадивший своих пассажиров и вставший на отдых. Но отнюдь, это не так. Перед вами один из старейших ледоколов мира, который сохранился и нашел здесь свою вечную пристань. Но мало кто знает, что существовал еще один паром-ледокол «Байкал». К сожалению, до наших дней он не сохранился.

А история ледоколов началась еще 1893 году, когда возникла потребность наведения паромной переправы через южную часть Байкала, по которой было бы можно переправлять железнодорожные составы, т.к. в то время Транссибирская железная дорога еще не огибала озеро. Подобные переправы уже существовали в то время в западных странах. Но учитывая суровые сибирские условия, требовалось построить суда, которые смогли бы функционировать на протяжении большей части года. А, как известно, зимой озеро Байкал покрывается льдом. Для решения этой задачи, Российская Империя заключила контракт с английской судостроительной компанией «Sir W. G. Armstrong Whitworth & Co Ltd» на постройку парома-ледокола, способного проходить ледовые поля толщиной 0,6 м. За основу проекта было взято американское судно «St Marie». Но в «сибирском» варианте требовалось выполнить стальной корпус и установить более мощные паровые машины, в отличие от деревянного и менее мощного оригинала.

К лету 1986 г, в рекордные сроки, корпус ледокола был изготовлен, разобран и доставлен в Санкт-Петербург. Осенью того же года завершилось изготовление паровых машин. Детали ледокола были доставлены железной дорогой до Красноярска, затем речным путем по Енисею и Ангаре в село Лиственничное (нынешний п. Листвянка). Где был собран и 17 Июня 1899 г торжественно был спущен на воду. Паром-ледокол получил название Байкал. Первые зимние испытания показали, что ледокол способен пробивать большую ледяную толщу, чем было изначально заявлено. На палубу Байкала вмещалось до 25 железнодорожных вагонов. После введения судна в 1900 г в эксплуатацию, в Англии уже велась сборка второго ледокола - «Ангара».

Ледокол «Ангара» был изготовлен и доставлен в Лиственничное тем же путем, что и «Байкал». Он был меньших размеров и мощности, в отличие от своего предшественника и предназначался, в основном для перевозки пассажиров. В конце июля 1900 г он был спущен на воду и уже с 1 августа был задействован на переправе. Маршрут переправы до 1904 г составлял 75 км от порта Байкал до ст. Мысовой. Позднее, маршрут сократился до 40 км и пролегал от п. Байкал до ст. Танхой.

Во время русско-японской войны (1904-1905гг) потребность перевозки грузов через Байкал резко возросла. В это время переправа работала в максимальном режиме. Ледоколы совершали до 5-7 рейсов в сутки, переправляя с одного берега на другой более десятка поездов и тонны груза. После введения в эксплуатацию в 1905 г Кругобайкальской железной дороги, соединившей восточный и западный берег, паромная переправа утеряла свое значение, но продолжала работать вплоть до 1917 г. После революции, в 1918 г оба ледокола были введены в состав флотилии большевиков. Во время боев, возле станции Мысовой, ледокол «Байкал» был обстрелян белогвардейцами, в результате чего сгорел, вместе с пристанью. Позже, остатки корпуса были отправлены на металлолом. Ледокол «Ангара» во время гражданской войны уцелел, правда, в 1929 г потерпел крушение, и чуть было не затонул. Позже судно прошло капитальный ремонт и продолжило службу. Во время Великой Отечественной Войны ледокол перевозил баржи с рыбой. В 1949 г «Ангара» встал на второй капитальный ремонт, который продлился больше 10 лет, в связи с осложнением ремонта устаревшего оборудования. Проходив еще два года после ремонта, судно было выведено из состава флота и было передано в пользование иркутского ДОСААФ. В 1975 г. ледокол был заброшен и простоял в одном из заливов Иркутского водохранилища до 1979 г, после чего был отбуксирован к приколу в микрорайоне Солнечный, где планировалось устроить музей. Но в 1983 г, в результате поджога, судно почти полностью выгорело и находилось в полузатопленном состоянии до 1987 г. Но все же ледокол был отреставрирован, работы велись 3 года, и с ноября 1990 г Ледокол встал на вечный причал. Сейчас на ледоколе находится музей, где можно пройти экскурсию, спуститься в машинное отделение, увидеть точный макет ледокола «Байкал» и вкусить дух истории.

 


Рекомендуем к прочтению другие интересные статьи

Забронировать тур
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
Звонок по России бесплатный
Горячая линия
Ваш персональный менеджер
Иркутск, ул. Рабочая, 2а
Посмотреть на карте